440
18 Пубертатный скачок роста – это увеличение скорости роста на опреде- лённых стадиях полового созревания. Старение – это закономерно возникающие в процессе развития особи возрастные изменения, начинающиеся задолго до старости и приводящие к постепенно нарастающему сокращению приспособительных возможно- стей организма. Старость – это возрастной период в жизни организма, неизбежно на- ступающий за зрелостью и характеризующийся существенными обменны- ми, структурными и функциональными изменениями в органах и системах, ограничивающими приспособительные возможности организма. Биологическая (или истинная) смерть представляет собой необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях. Клиническая смерть – это состояние организма, характеризующееся от- сутствием внешних признаков жизни (сердечной деятельности и дыхания). Во время клинической смерти функции центральной нервной системы уга- сают, однако в тканях ещё сохраняются обменные процессы, поэтому воз- можно восстановление (реанимация). Продолжается 5–6 мин после останов- ки сердца и дыхания; после этого времени полноценное восстановление жиз- ненных функций уже невозможно. Реанимация – это комплекс мероприятий, направленных на восстанов- ление жизненно важных функций организма (прежде всего дыхания и кро- вообращения). Диапауза – это период временного физиологического покоя в развитии и размножении животных. Характеризуется резким снижением интенсивно- сти метаболизма и остановкой формообразовательных процессов. Эмбрионизация – это возникновение в процессе эволюции способности к прохождению части стадий развития под защитой материнского тела или специальных (семенных или яйцевых) оболочек. Деэмбрионизация – это сильное укорочение собственно эмбрионального периода, протекающего под оболочками яйца. Деэмбрионизация, наблюда- ющаяся у плацентарных млекопитающих, сочетается с резким уменьшени- ем желтка в их яйцеклетках и установлением связи с материнским организ- мом через плаценту. Неотения – это возникшая в ходе эволюции способность к размножению на ранних (личиночных) стадиях онтогенеза. Вопросы для самоконтроля 1. С какого периода постнатального онтогенеза проявляются генедерные различия во времени наступления возрастных изменений? А в каком перио- де заканчиваются? 2. Какие механизмы роста Вы знаете?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy