440
23 эмбриона, которые к моменту рождения исчезают (например, сохранение бо- таллова протока, овального окна, вольфова тела). Персистирование частей органов и групп клеток может быть причиной опухолей. Вопросы для самоконтроля 1. Сколько критических периодов развития наблюдается в онтогенезе? 2. Соотнесите критические периоды и процессы эмбриогенеза. 3. Приведите примеры различных видов тератогенов. 4. Чем отличаются тератогены от канцерогенов? 5. На какое время внутриутробного развития приходится период имплан- тации? Плацентации? 6. Приведите примеры ВПР, обусловленные гаметопатиями, бластопатиями. 7. Какие пороки различают по филогенетической значимости? 8. Что значит атавистические пороки? Их отличие от аллогенных? 9. Какие пороки различают по распространенности в организме? Приве- дите примеры. 10. Как классифицируются пороки по месту локализации в организме? Приведите примеры. 11. Какие Вы знаете аномалии развития провизорных органов у человека? Терминологический самоконтроль Заполните пропуски в следующих утверждениях: 1. Группу факторов, которые приводят к развитию грубых аномалий в ре- зультате нарушения эмбриогенеза называют ***, а науку, их изучающую – ***. 2. Промежуток времени, в течение которого повреждающий фактор (***) вызывает нарушение эмбрионального формирования, приводящее к формиро- ванию порока развития, называют ***. 3. Если нарушения проявляются на стадии зиготы, приводят к гибели заро- дыша – это ***, на стадии бластулы – ***, возникают в период 2–8 недель вну- триутробного развития – ***, после 10 недель – ***. 4. От последовательности возникновения различают: *** пороки, если обусловлены непосредственным действием повреждающего фактора, и ***, которые являются осложнением первичных и всегда с ним патоге- нетически связаны. 5. Если филогенетически обусловленные пороки развития напоминают органы предковых форм – это *** пороки (или ***), если напоминают органы родственных современных или древних, но боковых ветвей животных – это *** пороки. 6. Пороки, возникающие под действием факторов внешней среды, кото- рые нарушают развитие органов (наследственный аппарат не нарушен), назы-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy