440

49 4. А, В – правильные, Б – признак дегенерации. 5. Б – правильный. 6. В, Г – правильные, А, Б – признаки биологического прогресса. 7. Б – правильный. 8. А, Б – правильные, это анамнии. В, Г – высшие, т. е. амниоты. 9. Б, В – правильные. У рыб сердце двухкамерное, у птиц – четырех- камерное. 10. В – правильный. Две пары конечностей имеют и другие позвоночные, правая дуга аорты у птиц (у млекопитающих – левая). АУДИТОРНАЯ РАБОТА Теоретическая часть занятия Ответьте на вопросы преподавателя по теме занятия. Практическая часть занятия Работа № 1. Тотальный препарат ланцетника. Найдите под микроскопом: ро- струм, предротовую ямку сощупальцами, глотку, пронизаннуюжабернымищеля- ми, и кишечник. На фоне жаберных щелей рассмотрите печёночный дивертикул в виде целого ряда тёмных пакетов. Рассмотрите спинной, хвостовой и брюшной плавники. Найдите желтоватую, исчерченную поперёк хорду и нервную трубку над ней (её можно узнать по чёрному пунктиру глазков Гессе). Рассмотрите сег- ментированную мускулатуру. У переднего конца брюшного плавника найдите атриопор. Зарисуйте схему строения ланцетника, обозначив названные органы. Работа № 2. Поперечный разрез ланцетника на уровне глотки. Рассмо- трите на препарате: покрывающий тело ланцетника однослойный цилиндри- ческий эпителий, спинной плавник и метаплевру, миомеры, хорду и нервную трубку, жаберную и околожаберную (атриальную) полость, эндостиль, пе- чень, гонады. Препарат зарисуйте, сделайте обозначения. Работа № 3. Вскрытие млекопитающего. Смочите шерсть по средней ли- нии брюшной стенки и сделайте пробор. Оттягивая кожу пинцетом, сделай- те ножницами разрез от лобкового сочленения до нижней челюсти. Отпрепа- рируйте кожные лоскуты и закрепите их. Вскройте мышечную стенку живо- та от лобкового сочленения до мечевидного отростка грудины. Отпрепарируй- те и рассмотрите: 1. Гладкий блестящий париетальный листок брюшины, выстилающий вто- ричную полость тела и висцеральный листок, покрывающий внутренности. 2. Органы пищеварительной системы: желудок, поджелудочную железу, сальник, брыжейку, подвешенные на ней петли кишечника, слепую кишку, пе- чень и желчный пузырь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy