452

58 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ОБРАЗЦЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ 1. Методы изучения полей зрения. Какие нарушения полей зрения возникают при пораже- нии: а) зрительного нерва, б) зрительного тракта, в) хиазмы? 2. Методы исследования слухового анализатора. На экспертизу привели человека, который утверждает, что не слышит звуков. Врач-отоларинголог исключил заболевание органа слуха. Тогда у обследуемого была зарегистрирована ЭЭГ от затылочных, теменных и ви- сочных областей мозга в состоянии умственного и физического покоя с закрытыми гла- зами, а затем - при действии звуковых раздражителей. Заключение подтвердилось. На ка- ком основании было опровергнуто ложное утверждение обследуемого? О чем свидетель- ствуют данные ЭЭГ? 3. Методы исследования обонятельного анализатора. Вошедший в комнату человек почув- ствовал резкий запах ландышей. Спустя некоторое время он перестал его ощущать. По- чему люди, длительно находящиеся в этом помещении, перестают ощущать запах лан- дышей? 4. Методы исследования вкусового анализатора. Определение порогов вкусового раздраже- ния. Каковы различия во вкусовой рецепции различных участков языка? 5. Методы исследования тактильного анализатора. Расстояние между двумя волосками Фрея 20 мм. Чем будет различаться прикосновение такой парой волосков на спине и на ладони? 6. Методы исследования температурного анализатора. На основании методики термоэсте- зиометрии приведите сведения о соотношении количества тепловых и холодовых рецеп- торов на различных участках кожи. 7. Какой покажется испытуемому вода, температура которой 20° при помещении в нее обе- их рук, если до этого он держал одну руку в воде температурой 40°, а другую – темпера- турой 10°? Чем объяснить возникающие при этом ощущения? 8. Человека укачало в автобусе. Какие при этом проявляются рефлекторные реакции, в чем они выражаются и какова их причина? 9. У человека в связи с перенесенным заболеванием (двусторонним отитом) повреждены оба средних уха. Может ли пострадавший воспринимать звуки? 10. Человек постоянно носит очки с оптической силой – 5Д и только иногда, при чтении, их снимает. Нормальная ли у него рефракция? Какие предметы без очков он видит четко? Изобразите ход лучей в его глазу. Как называется такой глаз? 11. Врач-рентгенолог, начиная рабочий дань в рентгенологическом кабинете, прежде всего, производит полное затемнение, а к обследованию пациентов за рентгеновским экраном приступает лишь через 10 минут. Какое явление при этом достигается? Опишите его ме- ханизм. 12. Четко и ясно мы видим только предметы, лучи от которых, попадая в глаз, проецируются на желтое пятно сетчатки. Предметы, рассматриваемые «боковым» зрением кажутся рас- плывчатыми. Объясните это явление. 13. При определении границ поля зрения с помощью периметра рассматриваемый предмет кажется бесцветным при нахождении его на периферии. Окраска различается при про- движении его к центру. Объясните это явление. Какие рецепторы находятся в сетчатке и каковы их функции? 14. Обследуемый с расстояния 5 м смог прочитать вторую строку сверху на таблице Сивце- ва. Опишите его остроту зрения. Дайте определение этому понятию и расшифруйте ме- ханизм. 15. Раствор одинакового состава, в который входит 2 вещества разного вкуса, налили в две колбы. Студенту предложили определить вкус растворов, находящихся в каждой из колб. Он сделал глоток из первой колбы и ощутил горечь. Из второй колбы обследуемый по- пробовал раствор кончиком языка: при этом возникло ощущение сладкого. Объясните, почему раствор одинакового состава вызвал разные вкусовые ощущения? Какие вы знае-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy