452
62 Тема раздела: «Физиология ВНД» дата Занятие № 1: Условные рефлексы, их особенности и значение. Торможение в высшей нервной деятельности ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить современные представления о локализации, структуре и механизмах образования временной связи; изучить методику выработки условного рефлекса; изучить современное представление о механизмах внутреннего торможения. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ: 1. Учение о высшей нервной деятельности (И.М. Сеченов, И.П. Павлов). 2. *Методы изучения высшей нервной деятельности (ВНД). Принципы рефлекторной тео- рии. 3. Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), их значение для приспособительной деятельности. 4. Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Правила образования условного рефлекса. Основные отличия условных рефлексов от безусловных. 5. Классификация условных рефлексов. Структурно-функциональная основа условного ре- флекса. Стадии образования условного рефлекса. 6. Явление торможения в высшей нервной деятельности. Виды торможения. Современные представления о механизмах торможения. 7. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. 8. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и при- обретения трудовых навыков. Условно-рефлекторное переключение. 9. Физиологические механизмы распространения процессов возбуждения и торможения по коре больших полушарий при выработке условных рефлексов (иррадиация, индукция, концентрация). 10. *Закон силовых отношений в ВНД и его нарушения. Фазовые явления в коре больших полушарий. Уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная и тормозная фазы. Представление о неврозах. 11. Архитектура целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональной си- стемы. 12. *Внимание, его основные характеристики и виды. Потребности. Мотивации. Классифи- кация потребностей и мотиваций, механизм их возникновения. 13. Эмоции их классификация. Теории эмоций. Физиологическая роль эмоций. Эмоциональ- ное напряжение (эмоциональный стресс) и его роль в формировании психосоматических заболеваний человека. Дополнительно для лечебного факультета 14. Особенности аналитико-синтетической деятельности и эмоционально-мотивационной сферы у людей пожилого и старческого возраста. Дополнительно для педиатрического факультета 15. Особенности аналитико-синтетической деятельности и эмоционально-мотивационной сферы у детей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy