452

70 9. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА. Одной из важнейших интегративных характеристик организации головного мозга яв- ляется функциональная асимметрия полушарий головного мозга. По мере накопления науч- ных данных, концепция доминантного и субдоминантного полушарий сменилась понимани- ем разного вклада полушарий в обеспечении физиологических функции. У правшей ведущее полушарие – левое, соответственно у левшей – правое. Левое полушарие - база логического, абстрактного мышления, ответственно за речь, правое – база конкретного образного мышле- ния, ответственно за целостное и эмоциональное восприятие, и от того, какое из полушарий преобладает у человека, зависит его индивидуальность, особенности его восприятия. Оснащение: набор камертонов, секундомер, динамометр, карандаш, картонный лист с отверстием. Ход работы: А . ОЦЕНКА МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ. 1. Моторные пробы, при которых определяется ведущая рука: - «переплетение пальцев кистей» – по просьбе испытуемый быстро переплетает пальцы: ведущей рукой считается та, большой палец которой оказывается сверху; - «скрещивание рук или поза Наполеона» – ведущей считается та рука, локоть которой оказывается сверху; - «тест на аплодирование» – при аплодировании более активна рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей руки. - «тест на заводку часов» – ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движе- ния, с помощью которых производится сама заводка часов; неведущая рука фиксирует ча- сы. 2 . Динамометрия – измерение силы кисти каждой руки с помощью ручного динамометра. Измерение производится трижды, три раза подряд определяется сила сначала правой (или левой) руки, а затем другой руки. Вычисляется среднее значение силы для каждой руки. Ве- дущей считается рука, превосходящая другую по силе больше, чем на 2 кг; разница в силе меньше 2 кг не учитывается. Б .ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСИММЕТРИИ НОГ. Моторные пробы, при которых определяется ведущая нога: - тест «закидывание ноги на ногу» – считается, что сверху чаще оказывается функциональ- но преобладающая нога. - тест «скакалка»: испытуемому предлагается сделать несколько скачков через скакалку. Ведущая нога поднимается первой и становится впереди не ведущей. - «тесты с мячом» направлены на уточнение преобладания одной из ног в координации, точности движений и программировании усилий для их осуществления. Испытуемому предлагается попасть мячом в цель ударом по мячу правой и левой ногой. Испытуемый должен подбросить мяч одной из ног в руки экспериментатору. - тест «отклонение от заданного направления» основан на различии длины ног и шага. Об- следуемый должен пройти к цели (листку бумаги на полу), отстоящей от него на расстоя- нии 5 м, со светонепроницаемой повязкой на глазах. За ведущую принимается нога, про- тивоположная направлению отклонения. - тест «писательные движения». Обследуемого просят осуществить раздельно правой и ле- вой ногой движения, необходимые для написания букв или слов. Это можно сделать в по- ложении сидя, согнув ногу, и в положении стоя, вытянув ногу и отведя ее вперед, назад, наружу. «Пишет» точнее и «легче» ведущая нога. Можно использовать легкодоступные, не требующие специальных приспособлений тесты: подпрыгивание на одной ноге , вставание на стуле на колени , схождение со стула , шаг назад и шаг вперед ; нога, совершившая движение первой во всех этих действиях, считается ведущей. В . ОЦЕНКА ЗРИТЕЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ. Тесты для определения ведущего глаза:

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy