457

Учебно - методическое пособие для студентов медицинских вузов Systema digestorium Цель: Изучить строение органов пищеварительной системы Пищеварительная система является одним из разделов спланхнологии ( viscera seu splanchna ). Часть органов пище- варительной системы относятся к паренхиматозным органам (слюнные железы, печень, поджелудочная железа). Часть органов относится к полым органам (глотка, пищевод, желудок, кишечник). Некоторые органы системы являются: мы- шечными (язык, мягкое нёбо) или костными (зубы). Пищеварительная система обеспечивает : - механическую и химическую обработку пищевых продуктов, их расщепление, всасывание из них питательных веществ ; - проведение питательных веществ (нутриентов) в кровеносное и лимфатическое русло ; - эвакуацию и выведение из организма непереваренных остатков пищи в виде каловых масс; - обезвреживание ядовитых веществ , поступивших с пищей в организм или образовавшихся в процессе её перева- ривания . В результате работы пищеварительной системы организм из пищевых продуктов получает необходимые питатель- ные вещества (углеводы, белки, жиры), а также витамины, минеральные соли и воду. Расщепление происходит под дей- ствием ферментов пищеварительных желёз. Человек за счёт пищеварения получает пластический материал для обновле- ния и роста тканей, а также энергию для обеспечения всех процессов обмена в организме. Методические рекомендации для успешного изучения материала темы 1. Из ранее изученных тем вспомнить: - развитие человека в пренатальном онтогенезе: отделение тела зародыша от внезародышевых образований. Части зародышевых листков. Образование первичной кишки и образование передней брюшной стенки. Образования внезародышевой энтодермы, их связь с внутризародышевой энтодермой. Возможные аномалии развития. - развитие висцерального черепа: образование ротовой бухты и её ограничение. Образование висцеральной части черепа. Образование висцеральных дуг, карманов, щелей и их производные. Возможные аномалии развития. 2. Повторить мышцы головы и шеи, части позвоночного столба, образование твёрдого (костного) нёба. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy