464
4 Часть I ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПАТОФИЗИОЛОГИИ Цель: Изучить задачи, методы, основные разделы патофизиологии. УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ Вопросы для подготовки к занятию: 1. Предмет и задачи патофизиологии. Её место в системе высшего медицинского образования. Разделы патофизиологии. 2. Методы патофизиологии. Основные методы моделирования болезней и пато- логических процессов. 3. Основные научные школы патофизиологии в России. 4. Проанализируйте логические структуры по теме (рис. 1,2). Патофизиология (от греч. pathos – болезнь, страдание, physis – природа, logos – наука) – это наука о жизнедеятельности больного организма. Пато- логическая физиология – экспериментальная, интегративная фундаменталь- ная медико-биологическая наука (Г. Н. Крыжановский,1996). Первую кафедру патологической физиологии в России основал ученик И.М. Сеченова и С. П. Боткина – В. В. Пашутин. В 1874 году в Казанском университете он принял кафедру общей патологии и преобразовал ее в ка- федру общей и экспериментальной патологии, по сути – патологической фи- зиологии. Он же в 1879 г. создал подобную кафедру в Петербургской Военно- медицинской академии. Основные достижения в этот период (1879–1911 гг.): создание первой в мире лаборатории экспериментальной патологии; выявле- ние общих закономерностей развития гипоксии, голодания, лихорадки, ги- потермии; внедрение в преподавание метода демонстрации эксперименталь- ных моделей патологии; окончательное оформление патофизиологии как са- мостоятельной области медицинских знаний и науки (мировой приоритет). Представители школы Пашутина В. В.: П.М. Альбицкий (заведовал кафе- дрой в Томске), А. В. Репрев (заведовал кафедрой в Харькове). В Москве кафедра общей патологии, где в преподавании дисципли- ны также широко использовался патофизиологический подход, была ор- ганизована в 1879 г. А. Б. Фохтом. В 1891 году А. Б. Фохт организовал Институт общей и экспериментальной патологии при медицинском фа- культете Московского университета (ныне Московская медицинская ака- демия им. И. М. Сеченова) и Высших женских курсов (ныне Российский государственный медицинский университет). Представители школы А. Б. Фохта: Г. П. Сахаров (исследование реактивности), В. В. Воронин (па- тогенез воспаления).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy