468

8 МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В отечественной и зарубежной педагогике высшей школы исследо- ваны разнообразные модели университета. Традиционная модель образования – это модель академического образования, которая призвана решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков, позволяющих студенту в дальнейшем са- мостоятельно усваивать знания, умения, навыки более высокого уров- ня по сравнению с усвоенными. Государственно-ведомственная модель вуза отличается централи- зованным определением целей, содержания образования, номенкла- туры учебных дисциплин. При такой модели учебные заведения под- чиняются и контролируются государственными органами. Так, обра- зование в медицинских вузах определяется целями и задачами мини- стерства здравоохранения. Модель развивающего образования предполагает кооперацию об- разовательных систем разного уровня и типа, за счет чего возможно быстрое реагирование на изменение спроса на рынке труда на те или иные специальности. Однако существование такой модели невозмож- но без хорошо развитой системы сетевого взаимодействия между об- разовательными учреждениями. Рационалистическая модель образования отличается тем, что в рамках этой модели происходит усвоение только таких ценностей, знаний, умений и навыков, которые позволяют адекватно адаптиро- ваться в соответствии с социальными нормами и требованиями обще- ства, не акцентируя внимание на творчестве, самостоятельности и ин- дивидуальности. Феноменологическая модель образования учитывает индивиду- ально-психологические особенности обучающихся, образование но- сит гуманистический характер, соответствует уникальному развитию каждого студента, а не является «образовательным конвейером». Неинституциональная модель  – это образование вне социальных институтов. В том числе, к этой модели можно в какой-то мере отне- сти и учебный процесс с использованием дистанционных образова- тельных технологий. В современной политико-экономической ситуации, сложившейся в условиях реформирования отечественной высшей школы, сложи- лось два подхода к формированию модели вуза [2]. С одной стороны,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy