468

9 активно формируется модель предпринимательского университета, когда вузы должны развиваться как предприятия по оказанию образо- вательных услуг. С другой стороны, государственный подход подра- зумевает сохранение государственного финансирования высшего об- разования и образовательные стандарты. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В педагогической литературе существует большое количество раз- нообразных трактовок того, из каких компонентов состоит педагоги- ческая система. Однозначного определения того, что же такое педаго- гическая система также не существует. Общим во всех определени- ях является то, что педагогическая система – это совокупность взаи- мосвязанных и взаимовлияющих друг на друга компонентов, направ- ленных на реализацию поставленной образовательной цели. Основ- ными свойствами педагогической системы, как и любой другой си- стемы, являются целостность, единство, структурированность, адап- тивность. Ниже представлены основные компоненты педагогической системы [3]: 1) цель обучения (Ц) (для чего учить); 2) содержание учебной инфор- мации (С) (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педаго- гической коммуникации (М) (как учить?); 4) преподаватель (П); 5) об- учающийся (О)/(учащийся) (У). Как всякая большая система, она ха- рактеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.) (рис. 1). Рис. 1. Педагогическая система по Н. В. Кузьминой Цель одновременно является ожидаемым результатом обучения, на достижение которого в идеале направлены совместные усилия пре- подавателя и обучающегося. Максимальному достижению цели долж- ны способствовать грамотно выбранные содержание, методы и сред- ства обучения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy