468

12 Для того, чтобы быть эффективной и приводить к научению при ми- нимальных затратах усилий и средств в медицинском вузе учебная де- ятельность должна соответствовать следующим основным условиям: 1. Соответствие возможностей студента (уровень развития мотива- ции учения; способность ставить перед собой цели, осознавать моти- вы учения в целом, а также цели отдельных занятий; понимать учеб- ную задачу, различать учебную и практическую задачу; уровень разви- тия учебных навыков и умений; сформированность учебных умений конспектировать, реферировать и т. п.; уровень саморефлексии и само- оценки; способность анализировать, корректировать и совершенство- вать познавательные процессы) требованиям образовательной среды. 2. Определение целей и задач, соответствующих возможностям студентов, обеспечивает целостность учебной деятельности. При формировании учебной деятельности студентов на первом месте стоит понимание ими учебной цели – здесь мы говорим о процессах це- леобразования, которые предопределяют готовность студента к работе. Целеобразование в себя включает: интеллектуальный компонент (умение отличать практическую задачу от учебной); мотивационный (желание овладеть способами); эмоциональный компонент (удовлет- ворение от планирования деятельности); волевой компонент (прояв- ление настойчивости в достижении цели). С психологической точки зрения также необходимо выделить та- кие особенности целеобразования, как: 1) цели не изобретаются – они даны в объективных обстоятельствах; 2) цель должна быть конкрет- ной, необходимо определить условия ее достижения. Недостаточные успехи в учении обусловлены тем, что не каждый студент обладает умением сопоставить цель и свои возможности. Процессы целеобразования также не всегда соответствуют усложня- ющимся задачам учебной деятельности. На отбор средств большое влияние оказывают цели формирования учебной деятельности, возрастные особенности учащихся и уровень их реальных учебных возможностей. Многое также зависит от изучаемо- го учебного предмета и специфики обучения в образовательном учреж- дении. К общим целям формирования учебной деятельности относятся: • развитие всех компонентов учебной деятельности (мотивация учения, учебные действия, самоконтроль, самооценка); интеллекту- альной сферы (мышление в его различных видах, познавательные про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy