468

13 цессы, мыслительные операции, учебные умения, активизация меха- низмов самостоятельной интеллектуальной деятельности); мотиваци- онной (интеллектуальная, познавательная потребности, потребность в достижении и общении, умение ставить цели учебной деятельности и стремление добиваться их выполнения) и эмоциональной сфер (гар- моничное развитие различных чувств и эмоций, формирование адек- ватной самооценки, развитие умений понимать собственные эмоци- ональные состояния и причины, их порождающие, преодоление из- лишней эмоциональной напряженности и повышенной тревожности); • формирование целеустремленности, самостоятельности в выпол- нении учебных действий – в волевой сфере; • развитие творческих способностей в области педагогической теории и практики (способности к постановке проблем, нахожде- нию способов их решения, анализу ситуаций и др.) – в предметно- практической сфере; • выработка ценностных ориентаций, жизненной позиции – в экзи- стенциальной сфере; • формирование независимости взглядов, суждений, подходов и т. п., свободы выбора и определения учебных задач, способов их ре- шения, контроля результатов своей деятельности; развитие рефлек- сивных процессов (анализ учебных и познавательных действий, са- моконтроль и самооценка), способности управлять своими состояни- ями (эмоциональными, волевыми, мотивационными и др.), поведени- ем – в сфере саморегуляции. 3. Структурирование взаимодействия преподавателя и студен- та во время занятий (т. е. процесс планирования и организации учеб- ной деятельности). Деятельность преподавателя должна структуриро- ваться в соответствии с формированием учебной деятельности сту- дента и с учетом уровня развития последнего. При структурировании взаимодействия преподавателю необходимо, во‑первых, прогнозиро- вать ситуации учебной деятельности и, во‑вторых, разрабатывать спе- циальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности. В качестве примера исследователи приводят такие задания: • определите собственные цели занятия (его этапа); • подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии; • определите важность, значимость изучаемого материала; • проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнитель- ные предложения по изучению учебного материала;

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy