468

14 • сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предло- женных); • определите способ решения своей учебной задачи; • ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу; • определите свои затруднения во время занятия; • оцените свою работу (результаты выполнения заданий); • задайте преподавателю вопросы, которые у вас возникли; • представьте себя на месте преподавателя: что бы вы предложи- ли для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др. 4. Следующее условие – отбор и конструирование средств форми- рования учебной деятельности. Отбор педагогических средств помо- гает преподавателю достичь целей формирования учебной деятельно- сти. К таким средствам относятся: а) содержание учебного материа- ла и учебные задачи; б) методы и формы обучения; в) наглядные, ком- пьютерные и другие средства обучения; г) личностные и профессио- нальные качества преподавателя; д) общественное мнение коллекти- ва, внутриколлективные отношения. 5. Еще одно условие – анализ преподавателем процесса и результатов формирования учебной деятельности. Обратная связь дает представле- ние о том, достигнута ли цель, решена ли учебная задача. Анализ (само- анализ) учебной деятельности является неотъемлемым ее компонентом, таким же, как постановка цели и применение средств ее достижения. Дидактические основы формирования учебной деятельности Учебную деятельность можно рассматривать как одну из сторон прак- тической деятельности. Она не существует вне практической деятельно- сти, развиваясь только в ее процессе. Овладев учебной деятельностью, человек успешно овладевает и практической деятельностью, следова- тельно, учебная деятельность имеет для него самостоятельное значение. Наряду с дидактическими условиями исследователи выделяют следую- щие дидактические основы формирования учебной деятельности. 1. Принцип целостности означает, что учебная деятельности должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить единство учебно- познавательных мотивов, целей, учебных действий, результатов. 2. Приоритет самостоятельного обучения. Под этим понимает- ся самостоятельное осуществление обучающимися своего обучения (но не проведение самостоятельной работы как вида учебной деятель-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy