468
15 ности). Организация учебной деятельности в соответствии с этим принципом осуществляется как построение трудовой модели с опо- рой на жизненный опыт обучающегося. 3. Принцип элективности обучения означает предоставление обучаю- щемуся свободы определения целей, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения. 4. Принцип единства деятельности предполагает обеспечение единства предметной и учебной деятельности. В соответствии с дан- ным принципом следует так структурировать процесс преподавания, чтобы он соответствовал структуре учебной деятельности учащихся. 5. Принцип рефлексии означает, что и преподаватель, и учащиеся должны отдавать себе отчет в своих действиях, т. е. осмысливать все составляющие процесса обучения, а также свои действия по его орга- низации. Рефлексивные процессы у учащихся будут развиваться зна- чительно эффективнее, если преподаватель будет обучать их самоана- лизу деятельности. Всеми компонентами учебной деятельности студент может овладеть только с помощью преподавателя. Решение проблемы формирования учебной деятельности студентов будет успешным, если преподавате- лю удастся развить у студентов такие качества, которые характеризуют индивидуальность и личность человека: организованность, ответствен- ность, целенаправленность, самостоятельность, инициативность и др. Структура учебной деятельности. Психологические компоненты Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов (по Б. А. Сосновскому): 1) учебные ситуации и задачи – как наличие мотива, проблемы, её принятия учащимися; 2) учебные действия, направленные на решение соответствующих задач; 3) контроль – как соотношение действия и его результата с задан- ными образцами; 4) оценка – как фиксация качества (но не количества) результата об- учения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы. Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной де-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy