468

16 ятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем. Все составляющие элементы структуры учебной деятельности и все её компоненты требуют особой организации, специального фор- мирования. Всё это задачи комплексные, требующие для своего реше- ния соответствующих знаний и немалого опыта и постоянного каж- додневного творчества. СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ Успех учебной деятельности зависит от ее мотивации – системы внутренних и внешних факторов, побуждающих учиться. Недостаток сформированности мотивации – распространенная проблема, которая стоит не только перед преподавателем, но и перед самим студентом. Термином мотивация могут обозначаться две группы явлений: ин- дивидуальная система мотивов и система действий по побуждению других сделать что-либо, которая часто обозначается термином «мо- тивирование» или детерминация какой-либо деятельности (рис. 2). И те, и другие явления зачастую не осознаются, остаются в «подво- дных глубинах» психики. Мы зачастую не понимаем, как и что моти- вирует нас, не говоря о том, чтобы осознанно стимулировать студен- тов к учебной деятельности. Рис. 2. Система мотивов Наша задача – расширить зону осознанных действий по активи- зации мотивов определенного человека, превратить полуосознанное «мотивирование» в осознанное стимулирование познавательной ак- тивности студента. И здесь можно выделить два проблемных вопро- са: к чему побуждать и как побуждать. Мотивация Система мотивов определенного человека Система действий по активизации мотивов определенного человека Осознаваемые мотивы Неосознаваемые мотивы Осознанные действия Неосознанные действия

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy