468

18 С. Координата интенсивности Предпочтительна низкая ин- тенсивность Синэргии избегаются В основном реалистично Предпочтительно низкое воз- буждение Предпочтительна высокая ин- тенсивность Синэргии приветствуются Превалирует вера Предпочтительно высокое воз- буждение Телики (стремящиеся к конкретному результату) могут быть под- разделены еще на две категории. Человек, ориентированный на ре- зультат, может надеяться на успех, а может бояться неудачи. Это раз- деление было введено в 1953 году Дэвидом Мак-Клелландом и Джо- ном Аткинсоном. Они занимались исследованиями мотива достиже- ния. Поначалу стремление избежать неудачи измерялось с помощью опросников исследования тревожности. Считалось, что это стремле- ние мешает человеку добиться высоких результатов [13]. Позже было установлено, что в определенных видах деятельности как раз таки более успешными оказываются люди с преобладанием боязни неудачи. В общем случае, те, у кого преобладает мотив «надежда на успех», предпочитают задания, субъективно воспринимаемые как средние по сво- ей трудности (так как в этом случае есть возможность продемонстриро- вать уровень личных достижений) и успешно их выполняют. И напротив, очень легкие или очень трудные задания вызывают у них скуку и отвра- щение, что отрицательно сказывается на результатах. Эти люди одинаково хорошо запоминают факты, связанные как с их успешной деятельностью, так и с неудачами, и неудачи мобилизуют их больше, чем успех. В то же время те, у кого преобладает мотив «боязнь неудачи», пред- почитают задания либо с очень высокой, либо с очень низкой субъектив- ной вероятностью успеха – в первом случае неудача почти невозмож- на, а во втором случае она не воспринимается как свидетельство личной некомпетентности. Как правило, с такими заданиями они и справляют- ся более успешно. Если же неизвестно, насколько сильна угроза неудачи, такие люди стараются вообще уклониться от выполнения заданий. Они лучше запоминают факты, связанные с ситуацией успеха; личный успех мобилизует их, а неудачи тормозят их деятельность [16]. Особенности мотивации студентов. В применении к учебной дея- тельности студента в медицинском вузе важно различать что приори- тетно для студента: сам процесс обучения, приобретения профессио- нальных знаний (парателическое состояние) или необходимость полу-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy