468

19 чить диплом врача (телическое состояние). В последнем случае важно применять разные задачи по типу сложности с учетом преобладания мотивации на достижение успеха или избегания неудачи. Мотивы учебной деятельности – это движущая сила, которая на- правляет студента к активному овладению знаниями, умениями, на- выками. Такого рода мотивы могут побуждаться разными источника- ми: внешними (учебными ситуациями), внутренними (социальными потребностями, потребностью в активности, в получении информа- ции), личностными (успех, удовольствие, самоутверждение). Источ- ники мотивов создадут положительное отношение к учебной деятель- ности, если будут «включены» в нее, т. е. будут ее целью и результа- том. Среди мотивов учения можно выделить, например, предвидение результатов учения (получу зачет, сдам экзамен, овладею иностран- ным языком и др.), предвидимые переживания, которые связаны с ре- зультатами учебной деятельности. В структуре мотивов важно найти доминирующий, действующий реально, и выделить его. Наибольшей силой среди мотивов учебной деятельности обладает познавательный интерес , т. е. интерес к по- знанию. Побуждение познавательного интереса связано с единством трех его сторон: познавательной, эмоциональной и волевой, которые составляют его структуру. Единство интереса, чувства и воли – мощ- ный стимул учения. С возрастом познавательный интерес превращает- ся из неустойчивого в доминирующий. Развитие мотивационной осно- вы заключается в увеличении в ней удельного веса познавательного мотива. У слабо успевающих студентов проявляются отсутствие или запаздывание познавательного интереса, неустойчивость учебных мо- тивов, преобладание мотивов принуждения над мотивами побуждения. Мотивационная основа учебной деятельности представляет со- бой последовательность мотивов, поддерживающих ее непрерывность и стабильность. Мотивационная основа деятельности студента органи- зует (сплачивает) его учебную деятельность в одно целое. В ней можно выделить следующие элементы: сосредоточение внимания на учебной ситуации (осознание смысла предстоящей деятельности), осознанный выбор мотива (целеполагание), стремление к цели (осуществление учебных действий), стремление к достижению успеха (осознание уве- ренности в правильности своих действий), самооценка процесса и ре- зультатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy