468
20 В процессе обучения существуют три группы мотивов, в зависи- мости от того, что лежит в основе мотивации, – побуждение или по- требность познания. Эти мотивы связаны с традиционными и актив- ными методами обучения: 1) непосредственно побуждающие мотивы . Они могут возникать у студентов за счет педагогического мастерства преподавателя, фор- мируя интерес к данному предмету; 2) перспективно побуждающие мотивы . Познавательная актив- ность является лишь средством достижения цели, находящейся вне са- мой учебной деятельности. Например, у студентов формируется мо- тив к обучению, поскольку им необходимо сдать сессию на «отлично»; 3) познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знаний, истины. Они появляются при применении активных методов обучения и, возникнув, превращаются в фактор активизации учебно- го процесса и эффективности обучения. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕХА-НЕУСПЕХА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Успех в учебной деятельности многими авторами [12] рассматри- вается шире, чем получение хороших отметок. Успех приравнивает- ся к способности человека достигать высоких результатов в науче- нии к чему-либо, что формирует способность быть успешным в жизни и деятельности в целом. Однако на сегодняшний момент критерии успешности-неуспешности размыты и неопределенны, чем критерии успеваемости-неуспеваемости [8]. Проблемы успеваемости-неуспеваемости подобны неразделенным сиамским близнецам, и само определение неуспеваемости традицион- но вводится как антипод успеваемости. При этом исследования факторов успешности обучения показали, что на 33% успешность обучения определяется именно оптимально- стью педагогического общения. Так, В.М. Лизинский видит задачу педагога в создании уважительного, толерантного, одинаково добро- го отношения ко всем студентам и, соответственно, недопустимости «срывания зла» на учащихся, приближения любимчиков, демонстра- ции неприязни или безразличия к кому-либо из учеников [7]. То есть, успешным ученик становится как правило в рам- ках такой образовательной среды, которая реализует личностно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy