468

21 ориентированный подход, способна создать и реализовать условия, благоприятные для научения и получения образования. В современной научной литературе присутствуют обширные сведе- ния о том, какие факторы влияют на успешность обучения студентов. Бытует мнение, что успеваемость учащихся зависит преимуществен- но от их способностей к обучению. Однако в действительности способ- ности являются только одним из большого количества факторов успева- емости студентов: «На успешность обучения студентов в высших учеб- ных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; со- стояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и кон- троля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обуче- ния; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного про- цесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподава- телей и обслуживающего персонала; престижность вуза и, наконец, ин- дивидуальные психологические особенности студентов» [14]. Для удобства анализа факторы, влияющие на уровень успеваемо- сти студентов, классифицируются на следующие виды [15]: 1. Внешние факторы успеваемости студентов – факторы, связанные с особенностями внешней по отношению к субъекту социальной среды: • факторы, связанные с особенностями организации процесса об- учения – необходимость посещать лекции, готовиться к занятиям, проходить тесты и сдавать экзамены, вовремя приходить на занятия, не нарушать дисциплину и т. д.; • социально-бытовые факторы – семейно-бытовые и материальные условия жизнедеятельности студента во время его обучения в вузе: место для подготовки к занятиям, семейная атмосфера, наличие соб- ственной семьи, состояние здоровья, достаточная материальная обе- спеченность и т. п. 2. Внутренние факторы успеваемости студентов – характеристи- ки самого субъекта обучения, его интеллектуальный уровень, способ- ность к переработке и усвоению информации, профессиональная на- правленность интересов, мотивационная готовность к обучению и др. Организация процесса обучения в вузе предъявляет к студентам определенные требования. Для успешной реализации учебной дея-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy