468

22 тельности студенту необходимо адаптироваться к особенностям учеб- ного процесса, т. к. недостаточный уровень адаптации вызывает ощу- щение внутреннего дискомфорта и конфликт со средой. Социальная адаптация студентов к особенностям обучения в вузе, как правило, осуществляется в течение первых двух семестров первого кур- са [10]. Сложность процесса адаптации приводит к тому, что на первом курсе, как правило, происходит наибольшее количество провалов [6]. Социальная адаптация студентов в вузе протекает по двум основ- ным направлениям: • приспособление к характеру, содержанию, условиям и организа- ции учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учеб- ной и научной работе или профессиональная адаптация ; • приспособление субъекта к группе, взаимоотношениям с ней, вы- работка собственного стиля поведения – социально-психологическая адаптация . В исследованиях адаптации студентов к процессу обучения в вузе вы- деляют следующие основные трудности, испытываемые первокурс- никами [10] : отрицательные переживания, связанные с уходом вчераш- них учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и мо- ральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; отсутствие навыков саморегуляции; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при пере- ходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с перво- источниками, словарями, справочниками, указателями и др. Таким образом, первокурсники в процессе адаптации к обучению в вузе сталкиваются как с  объективными и неизбежными трудностя- ми, так и с  субъективными трудностями, обусловленными слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе. Недостаточный уровень профессиональной и социально-психоло- гической адаптации вызывает низкий уровень успеваемости студента и порождает трудности в общении. Поскольку при прочих равных условиях степень успеваемости сту- дента зависит от успешности социальной адаптации, а в основе успеш- ности адаптации студентов к процессу обучения в вузе, в свою очередь, лежит степень развития адаптационных способностей личности, мож-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy