468

23 но сделать вывод, что на уровень успеваемости оказывают опосредо- ванное влияние адаптационные способности личности студента. Кроме того, на успеваемость студентов влияет так называемый эф- фект образовательной среды, или сообучения , заключающийся в том, что при прочих равных условиях один и тот же студент, как правило, учится лучше в сильной группе и хуже – в слабой. Т. е. на уровень успе- ваемости студента оказывает прямое влияние средний уровень успевае- мости всех студентов группы, в которой учится данный студент. На степень успешности обучения студента влияют и особенности его жизнедеятельности вне стен высшего учебного заведения, как со- провождающие процесс обучения, так и предшествующие его началу. В числе внешних социально-бытовых факторов, влияющих на успе- ваемость студентов, особое значение приобретают те особенности жизнедеятельности студента, которые оказывают прямое или косвен- ное воздействие на посещаемость данным студентом учебных заня- тий и бюджет его времени. Процесс обучения в высшем учебном за- ведении требует больших временных затрат на посещение лекций, се- минаров и т. п. и на самостоятельную работу студента; и в тех случа- ях, когда студент по тем или иным причинам уделяет недостаточно времени процессу обучения, его успеваемость снижается. Одной из наиболее важных групп факторов, влияющих на бюджет времени студентов, являются семейные обстоятельства , такие как се- мейное положение, необходимость ухода за больным родственником, трудности, связанные с рождением ребенка и уходом за ним, и др. [3]. Многие семейные студенты, а также не состоящие в браке студенты, сталкивающиеся с необходимостью улучшить свое материальное поло- жение , вынуждены совмещать учебу с работой . Работа занимает зна- чительную часть времени таких студентов, зачастую в ущерб времени, затрачиваемому на обучение. «На успеваемость студента работа либо практически не влияет, либо влияет отрицательно. Последнее касается тех специальностей, где учебные программы насыщены лабораторными и практическими занятиями, которые можно успешно выполнить лишь в самом вузе или в хорошо оснащенном НИИ соответствующего профи- ля» [4]. Следовательно, одной из причин низкой успеваемости студентов может быть необходимость совмещения учебы и работы. Таким образом, причинами низкой успеваемости студентов ву- зов могут быть факторы, связанные с  необходимостью тратить зна-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy