468

24 чительную часть времени и сил на осуществление других видов дея- тельности: выполнение семейных обязанностей, реализацию профес- сиональной деятельности и т . п . Наиболее сложную и многочисленную группу факторов, влияю- щих на успеваемость студентов, представляют психологические осо- бенности самого субъекта обучения. Современная психология делит все психические явления на три группы: психические процессы, психические свойства и состояния. Несомненно, что на успеваемость студента оказывает влияние уро- вень функционирования познавательных процессов : внимания, па- мяти, мышления и т. д. При всех равных условиях, чем лучше работают когнитивные функ- ции, тем выше успеваемость студента. В свою очередь, уровень функцио- нирования познавательных процессов, как правило, связан с психически- ми свойствами (способностями) и психическими состояниями субъекта. Психические состояния студентов оказывают воздействие на их успеваемость опосредованно, путем воздействия на психические процессы. Неблагоприятные психические состояния дезорганизуют функционирование познавательных процессов, и потому становятся факторами, снижающими учебную успеваемость студентов. Кроме того, на успешность обучения оказывает влияние состояние здоровья студентов. Различные заболевания могут приводить к сни- жению функционального состояния центральной нервной системы, от которой, в свою очередь, зависит уровень функционирования мыш- ления, внимания, памяти и т. п., и, таким образом, могут являться при- чиной неуспеваемости студентов. Психические свойства студентов являются наиболее значимой и многочисленной группой факторов, обусловливающих успешность учебной деятельности. Наиболее очевидным является влияние способностей на успевае- мость студентов: «Экспериментально установлена взаимосвязь интел- лектуального развития и успеваемости студентов разных вузов, спе- циальностей и курсов. Плохую успеваемость нередко имеют молодые люди, обнаружившие низкую продуктивность по данным интеллек- туальных тестов» [10]. Однако способности студентов совершенствуются и развиваются в процессе учебной деятельности, поэтому способности не являются наиболее значимым фактором успеваемости, а в некоторых источни-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy