468

25 ках (Н. И. Томашевский, Л. А. Гринчишин, А. Н. Кириллов, И.М. За- вражная, Н.М. Кучеренко) влияние способностей на успешность обу- чения и вовсе отрицается [9]. Кроме того, низкий уровень креативности студента и его способно- стей к интеллектуальной деятельности нередко компенсируется раз- витием социального интеллекта (комплекса способностей, лежащих в основе коммуникативной компетентности, обеспечивающей успеш- ное решение задач по адекватному восприятию человека человеком, установлению и поддержанию контактов с другими людьми, воздей- ствию на других людей, обеспечению совместной деятельности, заня- тию достойного положения в коллективе и обществе). Успеваемость студентов с высоким уровнем социального интеллекта может быть за- вышена за счет умелого воздействия на преподавателей с целью полу- чения желаемой более высокой оценки. В свою очередь, высокий уровень развития интеллекта нередко при- водит к возникновению неадекватно завышенной самооценки студен- та, в связи с которой он перестает систематически заниматься учебной деятельностью, и уровень успешности его обучения снижается [14]. Низкая самооценка и связанные с ней неуверенность в своих си- лах и низкий уровень притязаний являются факторами, понижаю- щими успешность учебной деятельности студентов. Таким образом, к успешной учебной деятельности приводит адекватная самооценка студента, а низкая и высокая самооценка являются факторами, сни- жающими уровень успеваемости студентов [15]. Значимыми факторами, влияющими на успеваемость студентов, являются свойства нервных процессов и типы темперамента сту- дентов. Сила и подвижность нервных процессов являются факторами, повышающими успешность учебной деятельности, поскольку сила нервной системы обусловливает уровень работоспособности, а под- вижностью определяется скорость учебной деятельности. В свою оче- редь, слабость и инертность нервных процессов могут стать причи- ной низкой успеваемости студентов. Академическая успеваемость студентов связана и с уровнем нейро- тизма (эмоциональной возбудимости) и экстраверсии студентов: фак- торами, приводящими к снижению уровня успеваемости студентов, являются высокий уровень нейротизма и средняя степень экстра- версии. Следовательно, неуспевающими студентами чаще являются субъекты типа темперамента, промежуточного между меланхоли-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy