468

26 ческим и холерическим . Вероятно, это связано с особенностями эмо- ционального реагирования студентов с высоким уровнем нейротиз- ма: для них чаще характерны психические состояния, неблагоприят- но сказывающиеся на успешности обучения. На успешность обучения студентов влияет и их характер. Одна- ко влияние характера на успеваемость студентов сводится к влиянию на нее ведущих мотивов, свойственных различным типам характера, и потому не требует отдельного рассмотрения. Несмотря на многообразие и сложность рассматриваемых фак- торов, влияющих на успешность в обучении, в подавляющем боль- шинстве литературных источников, посвященных данной проблеме, ведущая роль единогласно отводится мотивационному фактору успеваемости студентов: чем выше уровень выраженности учебной мотивации у студентов, тем более успешной оказывается их учебная деятельность. Высокий уровень учебной мотивации нередко компенсирует недо- статок способностей, и даже студенты с низким уровнем интеллекта могут успешно обучаться в вузах при наличии сильной учебной моти- вации [2]. В то же время низкий уровень учебной мотивации практи- чески невозможно чем-либо компенсировать: при низком уровне учеб- ной мотивации студент обречен стать неуспевающим. О крайне высокой степени значимости силы учебных мотивов как факторов, влияющих на успешность обучения студентов, говорит и тот факт, что 90% неуспевающих студентов являются низкомоти- вированными [11]. На успеваемость учебной деятельности влияет не только сила мо- тивов учебной деятельности, но и структура учебной мотивации: «Для «сильных» студентов характерна внутренняя мотивация : им необходи- мо освоить профессию на высоком уровне, они ориентируются на по- лучение прочных профессиональных знаний и практических умений. Что касается «слабых» студентов, то их мотивы в основном внешние , ситуативные: для них, в первую очередь важно избежать осуждения, наказания за плохую учёбу, не лишиться каких-то благ и т. п.» [9]. В основе профессиональных мотивов учебной деятельности лежит отношение студента к выбранной профессии . В структуре отношения студента к профессии А. А. Реан и др. выделяют следующие аспекты: 1. Удовлетворенность выбранной специальностью; 2. Динамика удовлетворенности профессией от курса к курсу;

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy