468

27 3. Компетентность представлений о профессии: степень соответ- ствия субъективных представлений реальному положению вещей; 4. Степень эффективности способов овладения профессией; 5. Факторы, влияющие на формирование удовлетворенности: со- циально-психологические, психолого-педагогические, дифференци- ально-психологические, в том числе и половозрастные; 6. Система и иерархия мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии. Таким образом, наибольшее влияние на эффективность учебной деятельности оказывает профессиональное самоопределение студен- тов, т. к. именно профессиональное самоопределение лежит в основе профессиональной мотивации учебной деятельности студентов. Проблема успешности и неуспешности студента связана еще и с тем, что причина неуспешности конкретного студента может быть обусловлена комбинаторным их сочетанием. Кроме того, следует учи- тывать и динамичность причин. Раз возникнув, они не остаются неиз- менными – наслаиваются, маскируются, компенсируются, декомпен- сируются, отягощаются, элиминируются и т. д. Вопросы для размышления: 1. Как преподаватель может переключить студента из телического состояния на парателическое? 2. Какие методы в медицинском вузе можно использовать, чтобы сформировать у студентов познавательную мотивацию? 3. Какие методы обучения в медицинском вузе могут профилакти- ровать неуспешность студента? 4. Как мотивировать студентов стоматологического факультета приобретать мануальные навыки на практических занятиях? Нежела- ние возникает либо вследствие незнания теории, либо страха лечить, либо вследствие лени. 5. Девушка интерн-хирург после получения удостоверения специалиста-хирурга не будет работать по специальности. Почему? Литература: 1.  Андрущак, Г. В. Эффекты сообучения и конкуренция в студенчес- кой среде [Электронный ресурс] / Г. В. Андрущак. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 44 с. – Режим доступа: http://new.hse.ru/sites/infospace/podrazd/uvp/id/pre- prints/DocLib/WP10_2005_03.pdf (декабрь‑2009). 2.  Бодровская, Н. Педагогика [Электронный ресурс] / Н. Бодровская, А. Реан. – Электронная библиотека «Гумер». – Режим доступа: http://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/rean/index.php (декабрь‑2009).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy