468

29 Лекция 3. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Обучение в медицинском вузе, согласно дидактике, выполняет три основные функции [14]: 1. Образовательная: формирование компетенций, опыта творческой деятельности. В процессе обучения студенты «получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при усло- вии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях» [14, с. 147]. Обучение в высшей школе направлено на формирование как общих (например, умение поставить внутримышечную инъекцию, провести перкуссию), так и специальных умений и навыков (например, произве- сти пальцевое исследование прямой кишки, аппендэктомию). 2. Развивающая: психическое развитие студента (речи, мышления, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной сферы). Соглас- но Л.С. Выготскому, обучение ведет за собой развитие. «Можно сказать, что всякое обучение развивается благодаря, в первую очередь, содержа- нию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является дея- тельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в про- цессе деятельности» [14, с. 148]. Например, в процессе профессиональ- ного обучения совершенствуется эмпатия, способность наблюдать за па- циентом, выявлять симптомы, делать выводы, ставить диагноз, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты. 3. Воспитывающая: в процессе обучения развиваются нравствен- ные и эстетические представления, этика врача, система ценностей, взглядов на мир, взаимоотношений с пациентами. Воспитывающим фактором обучения является содержание образования как на гумани- тарных дисциплинах, так и на естественнонаучных: совершенствует- ся мировоззрение, единая картина мира в сознании, выработка взгля- дов на профессиональную деятельность. Еще один фактор воспита- ния – стиль педагогического общения преподавателя со студентами, взаимодействия в учебной группе. Оптимальным стилем общения яв- ляется демократический с вкраплениями авторитарного, либерально- го в зависимости от ситуации. Следует отметить, что без определен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy