468

30 ного уровня воспитанности, мотивации учиться, принятия этических норм, наличия навыков поведения и общения невозможно обучение. Для реализации вышеуказанных функций обучения в основе лю- бого образовательного процесса лежат принципы обучения. Принци- пы обучения – требования к содержанию обучения, обучающим, об- учающимся [17]. Основные принципы обучения и закономерности, ле- жащие в их основе, представлены в таблице 3. Таблица 3. Основные принципы обучения в медицинском вузе Принцип Закономерности Рекомендации препода- вателю Сознательности и активности Подлинная сущность образования – осмысленные знания, приобретаемые путем собственного интенсивного ум- ственного напряжения. Как можно чаще исполь- зуйте вопрос «почему?», чтобы научить студен- тов мыслить причинно: понимание причинно- следственных связей – непременное условие развивающего обучения. Сознательное усвоение знаний зави- сит от мотивов обучения, уровня по- знавательной активности учащихся, методов и средств обучения и т. д. Какой вопрос – такой от- вет, как преподаватель слушает студента – так студент слушает препо- давателя Познавательная активность учащих- ся – важный фактор обучаемости, ока- зывающий большое влияние на темп, глубину и прочность овладения учеб- ным материалом Наглядности В качестве наглядного материала при изучении теории можно использо- вать схемы, картинки, видео сюжеты, фильмы, презентации, препараты, му- ляжи. На практике курирование паци- ента также реализует этот принцип По-настоящему знает не тот, кто пересказыва- ет, а тот, кто на практике применяет Систематично- сти и последо- вательности Картина внешнего мира должна пред- ставлять систему взаимосвязанных понятий (для настоящих знаний). Обучайте энергично, с подъемом, используйте яркие факты из жизни, литературы, практики: понятия объясняют, об- разы влекут, стимулы побуждают к действию Главный способ формирования зна- ний – организованное обучение. Система научных знаний создается в последовательности, определяемой внутренней логикой учебного матери- ала и познавательными возможностя- ми учащихся. Чем меньше перерывов в учебном про- цессе, тем он эффективнее, что ярко проявляется в клинических циклах

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy