468
34 Выделяют несколько видов лекций [5]: • вводная лекция: первое целостное представление об учебном предмете, ориентация студента в системе работы по данному курсу. На занятии обозначаются цели и задачи курса, его роль и место в си- стеме учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Даёт- ся краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных учёных, излагаются перспективные на- правления исследований. На этой лекции высказываются методиче- ские и организационные особенности работы в рамках курса, а также даётся анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой сту- дентам, уточняются сроки и формы отчётности; • «Лекция – пресс-конференция»: студенты заранее письменно за- дают вопросы по объявленной теме лекции. Преподаватель либо пря- мо на занятии, либо заранее строит лекцию по вопросам, акцентируя внимание на ответах; • «Лекция с запланированными ошибками»: студентам объявляет- ся наличие ошибок (логических, поведенческих, мировоззренческих, в определении понятий, категорий и т. д.). Студенты в конспектах фик- сируют ошибки. В конце лекции (15–20 минут) обсуждаются ошибки; • бинарная лекция – лекция вдвоем: разновидность проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей (например, тео- ретик и практик или представители различных школ). Сложная фор- ма, требующая подготовки, способности к импровизации; • проблемная лекция: новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студен- тов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к ис- следовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска её решения или суммирования и анали- за традиционных и современных точек зрения. Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема тре- бует неоднотипного решения, то есть готовой схемы решения в про- шлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление, когда для непроблемного существует правило, которое нужно знать. Практическое занятие – «это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и кон- троля за усвоением полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной работы) под руководством преподавателя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy