468

35 вуза» [4, с. 49]. Семинарские занятия, лабораторные работы, прак- тикумы являются формами практических занятий [15]. На младших курсах практические занятия в медицинском вузе могут проводить- ся с разной периодичностью по отношению к лекциям. На клиниче- ских дисциплинах практические занятия проводятся непосредствен- но в клиниках, как уже отмечалось выше. Нарастание сложности выполняемых заданий, переживание положительных эмоций при успешном выполнении деятельности, творческие работы способству- ют повышению учебной мотивации студентов. «Практические занятия призваны углублять, расширять, детали- зировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и со- действовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить зна- ния студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. План практических занятий является общим для всех преподавателей и обсуждается на заседании кафедры» [15]. На семинарских занятиях (лат. « seminarium » – рассадник) проис- ходит «посев и прорастание» знаний: студенты овладевают умениями и навыками использования теоретической информации. Как правило, на семинарских занятиях заслушиваются доклады. Выступления студен- тов способствуют формированию умения общаться с аудиторией, кон- тролировать себя на публике, высказывать свои мысли, суждения. Чаще всего семинарские занятия проводятся по гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам, в небольших группах, что способствует созданию ситуации более неформального общения, реализации принци- па совместной деятельности. При этом важно соблюдать учебные рамки. Лабораторные (лат. « labor » – труд, работа, трудность) занятия призваны интегрировать теоретико-методологические знания и прак- тические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера [8]. Чаще всего лабораторные за- нятия проводятся по естественно-научным дисциплинам (неорганиче- ская химия, физика, нормальная физиология, микробиология и др.). В высшей школе используют много разных видов обучения . Со- кратовский метод (метод постановки наводящих вопросов в по- исках истины) был первым видом систематического обучения [4]. Сегодня в медицинском вузе чаще всего используется объяснительно- иллюстративное и  проблемное обучение (табл. 4). Согласно проекту

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy