468
40 Глубокое знание индивидуальных особенностей студента необхо- димо для решения двух задач, взаимосвязанных между собой: 1) индивидуализации – поддержки и развития единичного, особо- го, своеобразного как потенциала личности; 2) социализации – адаптации в социальной среде и самореализа- ции личности в нем. Индивидуализация обучения – это система средств, способствую- щая осознанию студентом своих сильных и слабых возможностей обу- чения, поддержке и развитию самобытности с целью самостоятельно- го выбора собственного смысла обучения. Индивидуализация способ- ствует развитию самосознания, самостоятельности и ответственности. Индивидуализация предполагает: 1) индивидуально ориентированную помощь студентам в осозна- нии собственных потребностей, интересов, целей обучения; 2) создание условий для свободной реализации причиненных при- родой способностей и возможностей; 3) поддержание студента в творческом самовоплощении; 4) поддержку студента в рефлексии. Конечно индивидуализация не может заменить процесс обуче- ния – основной путь получения профессионального и социального опыта, создаваемого человечеством в течение тысячелетий. Суть индивидуального подхода заключается в управлении развити- ем будущего врача, основанного на глубоком знании черт его личности и условий жизни, формирования мировоззрения врача. Педагогика ин- дивидуального подхода предполагает приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям студен- та с целью обеспечения запроектированного уровня развития личности. Под дифференциацией понимают такую форму индивидуализа- ции, когда студенты, похожие по определенным индивидуальным осо- бенностям, объединяются в группы для отдельного обучения. В меди- цинском вузе дифференциация осуществляется на 5–6 курсах обуче- ния, когда студенты выбирают специализацию, однако данный выбор не предусматривает учета индивидуальных способностей студента. Поэтому очень важно на всех предыдущих курсах обучения помочь студенту осознать свои сильные и слабые стороны личности и опре- делиться с выбором специализации не по принципу «где легче», «где престижнее» и т. п., а по внутреннему призванию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy