468

41 В педагогике различают понятие «внешняя дифференциация» и «внутренняя дифференциация». Примером «внешней дифференци- ации» является организация обучения в специализированных клас- сах, обучение по кафедрам и т. п. [19] Выделяют следующие организационные возможности индивидуа- лизации и дифференциации учебной работы в вузе: 1. Дифференциация обучения, то есть группировка студентов на осно- ве их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по нескольким различным учебным планам и программам. 2. Внутригрупповая индивидуализация учебной работы. 3. Прохождение учебного курса в индивидуально различном тем- пе: убыстрение (акселерация) или замедление (ретардация). Так, примером дифференциации может служить разработка трех- уровневых заданий для контроля усвоения учебного курса: А, В, С. Уровень С предполагает минимальный набор требований к усво- ению учебного материала и отражает общий уровень подготовлен- ности студента. Уровень В содержит задачи повышенной трудности и предназначен для студентов, продвинутых в учебном курсе. Уро- вень С включает в себя задания, требующие нестандартного, ориги- нального мышления и отражает высокий уровень подготовленности студента, его профессиональную, интеллектуальную одаренность [8]. Многие ученые советуют воздержаться от экспериментов в области дифференцированного обучения, если не достаточно проработан во- прос физиолого-гигиенической, диагностической, психологической ди- агностики. Анализ применения дифференцированного обучения в тео- рии и на практике обучения показал, что такой процесс имеет не толь- ко весомые достоинства, но и некоторые существенные недостатки [19]. Негативные последствия дифференцированного обучения: • слабые и средние студенты лишены влияния сильных студентов, способного их развивать; • возникает неблагоприятная эмоциональная обстановка, во время которой сильные студенты проявляют снобизм, а у слабых возникает чувство неполноценности; • при дифференциации, основанной на умственных способностях, не учитываются разные стороны интеллекта, другие факторы разви- тия и свойства личности; • сложившийся студенческий коллектив разрушается при пере- формировании групп.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy