468

48 • замкнутость, необщительность, погруженность в себя; • выраженные физические недостатки; • нерасторопность, излишняя медлительность; • равнодушие к людям; • отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку: инте- реса «просто так». На соотношение дефиниций «профессионализм педагога», «педа- гогическое мастерство», «профессиональная компетентность» среди психологов и педагогов существует несколько точек зрения. Согласно первой [15; 17; 20;30; 42] мастерство и компетентность являются ком- понентами профессионализма, так как человек может быть професси- оналом в своей области, но не обязательно компетентным во всех во- просах конкретной профессии: • компетентность в педагогическом общении – полноценное педа- гогическое общение, направленное на обеспечение сотрудничества с другими участниками педагогического процесса (со студентами, с коллегами, с администрацией); • личностно-индивидуальная компетентность: зрелость личности педагога, характеризующаяся сочетанием профессионально важных качеств, необходимых для результативной педагогической деятельно- сти и гуманистически ориентированного педагогического общения; • компетентность в педагогической деятельности: эффективное, результативное выполнение видов педагогической деятельности (обу- чающей, развивающей, воспитательной, коррекционной и др.). Согласно другой точке зрения [9] принципиальной разницы в опре- делении понятий «педагогическое мастерство» и «профессионализм педагога» в современной педагогической психологии не существует, вследствие чего мы употребляем их как синонимы. Педагогическое мастерство  – своеобразный сплав качеств лич- ности педагога, его профессиональных знаний и степени овла- дения профессиональной техникой [28]. С. Д. Якушева [43] уточ- няет, что в данную категорию входит умение оптимизировать учебно-воспитательную и управленческую деятельность. Выделяют объективные (например, количество и качество про- изведенной продукции, улучшение состояния пациента, отсутствие осложнений после болезни) и  субъективные (такие как профессио-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy