468

49 нально важные качества, профессиональные знания, умения, навы- ки, профессиональная мотивация, уровень притязаний, самооцен- ка, способность к саморегуляции, стрессоустойчивость, особенно- сти профессионального взаимодействия) критерии профессионализ- ма [17]. «Быть профессиональном» – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого ре- зультата (хирургом не может быть тот, кто «знает как оперировать», но не умеет этого делать). При этом преподаватель высшей школы должен знать и пересе- кающиеся с преподаваемым им предметом другие научные обла- сти, осуществляя глубокую научную деятельность, применяя вы- сокий творческий потенциал. Осознание педагогом необходимости повышения своей общечеловеческой и профессиональной культуры и общения является психологическим условием развития компетент- ности [6]. Преподаватель в медицинском вузе – особая, несколько парадок- сальная категория: с точки зрения Минздрава, он – преподаватель, а с точки зрения Минобразования, он – врач. Но возникает дилем- ма: врач-преподаватель – он, прежде всего, врач? Или преподаватель? Можно быть замечательным специалистом, но не уметь донести ин- формацию до студента. А может быть и наоборот: замечательный пре- подаватель, но, как врач, не всегда может оказать компетентную по- мощь пациенту. Можно выделить четыре уровня педагогического мастерства (рис. 4) [27]: 1. Репродуктивный: преподаватель умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как знает сам; 2. Адаптивный: педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям субъекта образовательного процесса, с которым имеет дело; 3. Локально моделирующий: педагог умеет не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам; 4. Системно моделирующий знания: преподаватель умеет модели- ровать систему деятельности, формирующую систему знаний по сво- ему предмету.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy