468
50 Рис. 4. Уровни педагогического мастерства А. А. Деркач [15], наиболее авторитетный исследователь в области акмеологии, выделил ряд критериев, определяющих профессиона- лизм преподавателя (рис. 5): • объективные критерии: эффективность педагогической деятель- ности, в частности, основных ее видов: обучающей, развивающей, воспитательной, – и вспомогательных: диагностической, коррекцион- ной, консультационной, организаторско-управленческой, самообразо- вательной и др.; • субъективные критерии: устойчивая педагогическая направлен- ность (желание оставаться в профессии), понимание ценностных ори- ентаций профессии преподавателя, позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность трудом; • процессуальные критерии: использование педагогом социально приемлемых, гуманистически направленных способов, технологий в своем труде; • результативные критерии: достижение в педагогическом тру- де результатов, востребованных обществом (формирование качеств личности студентов, обеспечивающих их подготовленность к жизни в быстро меняющемся обществе). Компоненты профессиональной компетентности преподавате- ля, представленные на рисунке 6, носят целостный характер и нераз- рывно связаны друг с другом [17]: 1. Мотивационно-волевой компонент: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимуляция творческого проявления личности в профессии, наличие интереса к профессиональной деятельности. Репродуктивный уровень мастерства Адаптивный уровень мастерства Уровень, локально моделирующий знания Уровень, системно моделирующий знания
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy