468
53 Рис. 8. Субъектные характеристики педагога по И. А. Зимней [23] Педагогическое общение – профессиональное общение препо- давателя со студентами в процессе обучения и воспитания, имею- щее определенные педагогические функции и направленное на соз- дание благоприятного психологического климата, психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися [29]. Как правило, выделяют две позиции преподава- теля по отношению к обучающимся: заинтересованную и нейтраль- ную (равнодушная) [38]. Только заинтересованный педагог спосо- бен увлечь студентов и повести их за собой, повышая их мотивацию к учебной деятельности. Взаимодействие рождает эмоциональные оценки, или переживания, волевые действия (порой положительное отношение к преподавателю побуждает студента изменить поведение, начать учить дисциплину). Часто учащиеся переносят свое отноше- ние к личности преподавателя на учебный предмет. При этом грубое отношение педагога ведет к снижению эффективности обучения как группы в целом, так и каждого обучающегося [23]. «Ожидания учите- лей влияют на ожидания самих учеников и на результаты их учения. Если учителя достаточно верят в своих учеников, то они могут учить- ся лучше (это принцип Пигмалиона)» [34, с. 350]. Способные, по мне- нию преподавателей, студенты получают больше похвал, помощи, эмоциональной поддержки, внимания и больше времени для ответов на вопросы, чем те учащиеся, которых педагоги считают малоспособ- ными. Такое отношение влияет не только на успеваемость, но и на та- кие качества, как самооценка и мотивация обучающихся. Равнодуш- ная позиция приводит, в основном, к формальному общению препода- вателя со студентами. Субъектные характеристики педагога Аксиологический (ценностный) компонент Когнитивный (знаниевый) компонент Общекультурные знания Предметно- профессиональные знания
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy