468

55 Следует подчеркнуть, что яркой положительной особенностью ме- дицинского alma mater является обращение к студентам по имени, от- честву с первого года обучения, направленной на формирование/под- держание их высокой самооценки. Врач-преподаватель всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и ком- муникативных качеств [22]. К важным профессиональным качествам педагога относятся педагогические эрудиция, целеполагание, интуиция, практическое и диагностическое мышление, импровизация, наблюда- тельность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия [30,22]. В том числе благодаря этому субъект способен выйти за пределы заданной деятельности, придавая ей личностное и уникальное своео- бразие, вырабатывать перспективы дальнейшего профессионального и личностного существования, рефлексировать [40]. Психологическая структура деятельности педагога согласно Н. В. Кузьминой включает следующие компоненты [28]: • исследовательский (гностический) – анализ педагогической си- туации, формирование педагогической задачи, добывание новых зна- ний, необходимых для ее продуктивного решения, анализ процесса решения задачи, результатов решения, сопоставление искомого ре- зультата с реальным. • Проектировочный – действия, связанные с предвосхищением, «забеганием вперед» – предвидением возможных последствий от ре- шения системы педагогических задач в течение всего обозримого вре- мени, на которое ведется планирование, например, всего периода об- учения своему предмету (цикла) или работы с учебной группой в ка- честве воспитателя. • Конструктивный – действия, связанные с композиционным постро- ением предстоящего занятия, мероприятия, собрания, экскурсии, прои- грыванием разных вариантов его построения в условиях системы пред- писаний, диктуемых программой, учебником, наличием наглядных по- собий и технических средств обучения, временем, в течение которого должна быть решена конкретная, текущая педагогическая задача. • Коммуникативный – действия, связанные с установлением педаго- гически целесообразных взаимоотношений (со студентами, их родите- лями, коллегами по работе, администрацией) в процессе непосредствен- ного взаимодействия с ними в ходе решения педагогической задачи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy