468

56 • Организаторский – действия, связанные с организацией учеб- ной информации в процессе ее предъявления, деятельности студен- тов, связанной с ее усвоением, собственной деятельности и поведения в процессе решения педагогической задачи. Структура субъекта педагогической деятельности, по И. А. Зимней [22], представлена на рисунке 9. Психофизиологические (индивидные) свойства выступают в качестве задатков для осуществления субъек- том его роли. Структура субъекта педагогической деятельности Психофизиологические свойства Педагогические способности Личностные свойства Профессиональная компетентность Рис. 9. Структура субъекта педагогической деятельности, по И.А. Зимней Эффективность деятельности педагога и его комфортное самочув- ствие как ее субъекта при прочих равных положительных влияниях обеспечивают: • оптимальный (по возрастным показателям) уровень интеллекту- ального развития; • синтетический, целостный, поленезависимый когнитивный стиль с высоким показателем дифференциации; • гибкость и конвергентность мышления; • активность, высокий темп реакции, лабильность, амбивертность; • эмоциональная устойчивость, высокий уровень саморегуляции. Педагогические способности – совокупность индивидуально- психологических особенностей личности преподавателя, отвечаю- щих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью [2]. Для преподавателя значи- мы следующие способности :

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy