468
57 • дидактическая – способность передавать учащимся учебный ма- териал, делая его доступным, преподносить им материал или пробле- му ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у уча- щихся активную самостоятельную мысль; • академическая – способность к соответствующей области наук (к медицине, математике, физике, биологии и т. д.); • перцептивная – способность проникать во внутренний мир сту- дента, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пони- манием личности учащегося и его временных психических состояний; • речевая – способность ясно и четко выражать свои мысли, чув- ства с помощью речи, а также мимики и пантомимики; • организаторская – касается как организации студенческой группы для решения важных задач, так и правильной организации своей работы; • авторитарная – способность непосредственного эмоционально- волевого влияния на студентов и умение на этой основе добиваться у них авторитета; • коммуникативная – способность к общению со студентами, уме- ние найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесо- образные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта; • педагогическое воображение (или прогностические способ- ности) – это специальная способность, выражающаяся в предвиде- нии последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности студента-медика, связанного с представлением о том, что из него получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств будущего специалиста; • способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности, что особенно важно для врача- преподавателя. Профессиональная компетентность в узком смысле включает в себя профессионально-педагогические и предметные знания, уме- ния, навыки. Одним из субъектных свойств педагогической деятельности явля- ется сопротивление синдрому эмоционального сгорания или пси- хофизиологического истощения . Его признаки [3,22]: • истощение, усталость; • психосоматические осложнения; • бессонница;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy