468

58 • негативные установки по отношению к клиентам; • негативные установки по отношению к своей работе; • пренебрежение исполнением своих обязанностей; • увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства); • уменьшение аппетита или переедание; • негативная самооценка; • усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, на- пряженности); • усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадеж- ности, апатия); • чувство вины. При этом последний симптом свойственен только людям, профес- сионально, интенсивно взаимодействующим с другими людьми. При этом Аминов предполагает, что синдром эмоционального сгорания проявляется сильнее у преподавателей, у которых выявляется про- фессиональная непригодность. Качество сопротивляемости развитию этого действительно субъектного синдрома (так как он развивается в процессе и результате деятельности) предпосылается индивидуаль- ными психофизиологическими и психологическими особенностями, которые в значительной мере обусловливают и сам синдром сгорания. ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека. В течение этого времени меняются жизненные и про- фессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ве- дущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому воз- никает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления. Т. В. Кудрявцев (1981), один из первых отечественных психологов, глубоко исследовавших проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выде- лил четыре стадии [32]: 1) возникновение и формирование профессиональных намерений;

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy