468

59 2) профессиональное обучение и подготовку к профессиональной деятельности; 3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе; 4) полная реализация личности в профессиональном труде. В более поздней периодизации жизненного пути профессионала Е. А. Климов предлагал более подробную группировку фаз [25]: • оптация – период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении, • адаптация – вхождение в профессию и привыкание в ней, • фаза интернала – приобретение профессионального опыта, • фаза авторитета – достижение профессионалом высокой квали- фикации, • наставничество – передача профессионалом своего опыта. К.М. Левитан выделяет три основные стадии: подготовительная (до- вузовская) стадия, связанная с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важ- ных умений и свойств личности профессионала; основная (послевузов- ская) стадия. Это период развития всех сущностных сил личности с це- лью её полной самореализации в профессиональной деятельности. Имен- но на этом этапе происходит становление личности профессионала [21]. В вузовский период профессионального становления личности мы выделяем несколько уровней. А именно [21]: 1. Уровень становления – адаптивный. Приспособленческая стадия в профессиональную деятельность: • адаптация к новым жизненным социокультурным реалиям; • профессиональная деятельность происходит по отработанной схеме, творческая активность слабая, на бытовом уровне; • стимулирование различных форм самостоятельности и активности; • формирование навыков самообладания эмоциональной саморегу- ляции; • принятие субъект-субъектных взаимоотношений; • нахождение прямых и альтернативных способов решения жиз- ненных и профессиональных проблем. 2. Уровень становления – профессионально-репродуктивный. Ста- дия освоения профессиональных знаний и умений: • развитие потребности в профессиональной реализации; • актуализация познавательной рефлексии;

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy