468

61 роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нра- вится и что у них хорошо получается. У них появляются те или иные интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональну карьеру. 2. Этап исследования (от 15 до 24 лет). Юноши и девушки пытают- ся разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, спо- собностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профес- сиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно уже подбирают подходящую профессию, начинают ее осваивать. 3. Этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет). Специалисты стара- ются занять прочное положение в выбранной ими сфере деятельно- сти. В годы своей трудовой жизни они еще могут менять место рабо- ты или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдает- ся тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой био- графии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими. 4. Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет). Работники ста- раются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе. 5. Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы пожи- лых работников начинают убывать. Характер работы меняется, с тем, чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В итоге трудовая деятельность прекращается. Другим основанием дифференциации профессионального станов- ления выступает ведущая деятельность. Ее освоение, совершенство- вание способов выполнения приводят к кардинальной перестройке личности. Очевидно, что деятельность, осуществляемая на репродук- тивном уровне, предъявляет иные требования к личности, чем частич- но поисковая и творческая. Психологическая организация личности молодого специалиста, осваивающего профессиональную деятель- ность, вне всякого сомнения, отличается от психологической органи- зации личности профессионала. Таким образом, в качестве оснований для выделения стадий про- фессионального становления личности оправданно взять социаль- ную ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности. Рас- смотрим влияние этих двух факторов на профессиональное станов- ление личности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy