468

62 1. Началом данного процесса является зарождение профессиональ- но ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предме- тов (0–12 лет). 2. Затем следует формирование профессиональных намерений, ко- торое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период в становлении личности получил название оптации. Особенность социальной ситуации развития за- ключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства – перед началом самостоятельной жизни. Ведущей дея- тельностью становится учебно- профессиональная. В ее рамках скла- дываются познавательные и профессиональные интересы, формиру- ются жизненные планы. Профессиональная активность личности на- правлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо прояв- ляется в решении вопроса о выборе профессии. 3. Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное учили- ще, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой со- циальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоот- ношениями в коллективе, большей социальной независимостью, по- литическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятель- ность – профессионально-познавательная, ориентированная на полу- чение конкретной профессии. 4. После окончания учебного заведения наступает стадия профес- сиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образомменя- ется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер. Профессиональная активность личности на этой стадии резко воз- растает. Она направлена на социально-профессиональную адапта- цию – освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой со- циальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоя- тельное выполнение профессионального труда. 5. По мере освоения профессии личность все больше погружает- ся в профессиональную среду. Реализация деятельности осущест-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy