468
65 Другими словами, успех и неудачи студентов – в известной мере его успех и неудачи. Как следствие, зачастую преподавателя оценива- ют по успеваемости и уровню компетенций его студентов. Не секрет, что у молодых, начинающих педагогов высшей шко- лы и медицинских вузов, в частности, именно контроль компетенций учащихся вызывает большое количество вопросов и затруднений. Среди необходимых качеств и умений , способствующих успешно- му выполнению контрольно-оценочной деятельности, можно выде- лить следующие [8; 20]: • умение задавать вопросы; • верная постановка цели; • терпение; • способность противостоять влиянию эмоциогенных факторов, разрушающих деятельность педагога и делающих контроль стрессом для обучающихся; • эмоциональная сдержанность; • доброжелательность в процессе проведения контроля; • умение устанавливать контакт со студентом, учитывая его психо- логические особенности, уровень развития, мотивы обучения и т. д.; • умение использовать в общении оптимальные педагогические средства. Низкая тревожность преподавателей тесно коррелирует с эмоци- ональной тупостью, при которой во взаимодействии с людьми и их оценке проявляется безапелляционность и нетерпимость. По этой причине такие преподаватели осуществляют контрольно-оценочную деятельность очень жестко, часто бывают несправедливы, не замечая порой, что оскорбляют студентов. В то же время молодые педагоги с высоким уровнем тревожности часто бывают непоследовательны, отменяя свою оценку [8;24]. При этом педагоги со средним уровнем тревожности однозначно не характеризуются. Замечено, что академически успевающие студенты акцентируют свое внимание на академических и дидактических способностях пре- подавателя, а «слабые», на долю которых приходится больше порица- ний, больше ценят личностные черты педагога, его способность к со- чувствию, сопереживанию [Ксензова]. Контроль и оценка стимулируют и активизируют работу субъек- тов образовательного процесса, делают ее управляемой и результа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy