468

66 тивной, от них зависит развитие таких важнейших качеств личности, как самостоятельность, инициатива, трудолюбие. В учебном процессе используются как отметка, так и оценка. Сле- дует отметить, что частота использования оценки зависит от профес- сионализма врача-преподавателя. При этом на профессиональных, клинических дисциплинах в медицинском вузе преподаватели акцен- тируют внимание студентов именно на оценках. Разница между оценкой и отметкой показана в таблице 6. Таблица 6. Разница между оценкой и отметкой Критерии сравнения Оценка Отметка Определение Результат процесса оценива- ния, условно формальное (зна- ковое), количественное выраже- ние оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах Результат оценочной деятель- ности педагога, представляю- щий собой качественную со- держательную характеристику объекта, субъекта деятельно- сти, педагогического процесса, а также их различных сторон, качеств и взаимосвязей Направлен- ность Вовнутрь, на личность обучаю- щегося Вовне, в социум Что показывает Эмоциональна, показывает дина- мику познавательного процесса Формализована, показывает уровень знаний студента Главная задача Определение характера личных усилий учащихся, установление глубины и объема индивидуаль- ных знаний, содействие коррек- тировке познавательной моти- вации студента, сравнивающе- го себя с достижениями других учащихся и со своими Установление степени усвое- ния студентами государствен- ной программы и образова- тельного стандарта В образовательном процессе высшей школы отличия дефиниций «оценка» и «отметка» особенно ярко проявляются на итоговом и ру- бежном контроле компетенций: «5» – «отлично», «4» – «хорошо» и т. д. В обычные же учебные дни эти понятия используются как синонимы. В дальнейшем мы также придерживаемся этого правила. Виды педа- гогической оценки можно классифицировать, исходя из разных кри- териев (табл. 7). Отсутствие оценки – самый худший ее вид, так как оказывает де- зориентирующее воздействие. Отметим функции отметки, являющи- еся актуальными в медицинском вузе (табл. 8).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy