468

67 Таблица 7. Виды оценки Вид оценки Предмет оценки Предметные Содержание, предмет, процесс и результаты деятельности. Сти- муляция к совершенствованию учения и личностному росту через оценку того, что делает Персональные Индивидуальные качества человека. Стимуляция через оцени- вание того, как делает и какие свойства проявляет Материальные Материальное стимулирование за успехи в учебной и воспита- тельной работе Моральные Похвала или порицание действий с точки зрения их соответ- ствия принятым нормам морали Результативные Конечный результат деятельности Процессуальные Особенности процесса деятельности и ее мотивы Качественные Качество выполненной работы. Оценка в узком смысле Количественные Объем выполненной работы. Отметка в узком смысле Парциальные Отдельные действия учащихся, элементов поведения, текущих ответов Интегральные Личность ученика, его поведение, итоговые отметки Таблица 8. Функции отметки, актуальные в медицинском вузе Функция отметки Суть отметки Информационная (формальная) Отражение качества усвоения знаний, предъявления усво- енного материала, способностей учащегося. Осуществление связи между преподавателями, студентами и родителями Стимулирующая Со стороны обучающегося – побуждение к дополнительным усилиям. Со стороны преподавателя (возможно) – завышение отметки старательному, но стеснительному студенту, заниже- ние целеустремленному и способному студенту. Осознание сту- дентами способов совершенствования различных видов учеб- ной деятельности и путей повышения эффективности учения Отражение личностного отношения Установочное восприятие врачом-преподавателем студента (так называемое предвзятое отношение) Воспитательная Влияние преобладающих отметок на Я‑концепцию, особен- но по любимым/профилирующим предметам. В случае удо- влетворенности отметкой по любимому предмету неуспе- хи по другим дисциплинам игнорируются. Педагогическая оценка влияет на интеллектуальную работу (понимание, речь, память, внимание, восприятие и прочее), на эмоционально- волевую сферу, притязания, потребности, мотивы и т. д. По- средством этих влияний объективная оценка компетенций студента является важным стимулом формирования и разви- тия индивидуальных особенностей будущего специалиста

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy