468

68 В оценке знаний обучающихся преподаватели используют два типа эталонов (табл. 9). Таблица 9. Эталоны оценки знаний студентов Эталоны оценки знаний Социальная нормативная ориентация Индивидуальная нормативная ориентация Критерий оценки Социальные нормы, обще- значимые сравнения. Пре- подаватель сравнивает дей- ствия и учебный результат одного студента с аналогич- ным результатом другого или всех студентов группы Индивидуальный, личност- ный, при котором человек сравнивается с самим со- бой вчерашним, вследствие чего можно выявить инди- видуальные успехи или их отсутствие Отношение преподава- теля к «сильным» сту- дентам Всегда хвалит Порицает за ухудшение успеваемости Отношение преподава- теля к «слабым» сту- дентам Редко хвалит Хвалит за улучшение, по- ощряет за старание в про- цессе работы Сложность заданий Всем одинаковая Индивидуальная, разная Результат Оценивается с точки зрения установленной нормы, еди- ного общепринятого стан- дарта (например, одна ошиб- ка – «четыре», две ошиб- ки – «три»). Оценке подвергаются только наличные знания. Включен- ность в процесс учебной де- ятельности, успешность уси- лий, внутреннее состояние студента не учитываются Возможен анализ причин, способствующих или ме- шающих продвижению сту- дентов Следует отметить, что компетентный врач-преподаватель должен уметь пользоваться в работе параллельно как общепринятой социаль- ной, так и индивидуальной шкалой оценивания. Несмотря на то, что в России официально используется пятибалль- ная шкала оценивания в высших учебных заведениях, в реальности она четырехбалльная. Ее недостатками являются ограниченность, ориентация, главным образом, на итоговый контроль знаний, отсут- ствие учета всех нюансов ответов (одни и те же отметки могут полу- чить студенты, существенно отличающиеся по своим ключевым ком- петенциям). При традиционной системе оценки знаний успехи сту- дентов при выполнении отдельных поручений (лабораторные работы, домашние задания и т. п.) оцениваются отметками «зачтено»/«не за-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy