468

69 чтено», что не стимулирует качественное их выполнение, исключает- ся честная, здоровая конкуренция. Наряду с этим, в учебных заведениях Латвии, Молдавии, Дании, Сирии, Белоруссии, Швейцарии, Франции, Великобритании, Герма- нии, США, Израиля приняты различные шкалы оценок, включая сто-, двенадцати-, десяти-, шести-, двухбалльную и другие [32; 36]. Такая система позволяет более точно оценивать знания обучающихся, осо- бенно в условиях разноуровневого обучения, усиливает стимулиру- ющую функцию оценки, учитывает личностные особенности обу- чающихся. При этом оценки по профилирующим предметам, напри- мер, во Франции, приобретают большую весомость благодаря тому, что для каждой дисциплины устанавливается определенный весо- вой коэффициент в зависимости от профиля, отделения лицея или вы- бранной обучающимся специальности. В большинстве университетов США итоговая оценка по курсу, как правило, учитывает выполнение домашних заданий, лабораторных работ, активность в течение семе- стра. Все эти аспекты отражает балльно-рейтинговая система (БРС), активно вводящаяся у нас в течение последнего десятилетия в высшей школе, но в медицинских вузах она плохо приживается в силу специ- фики обучения студентов. Отметки, наряду со своей социальной сущностью, имеют и  пси- хологический смысл , что остается актуальным и в медицинском вузе [4]: 1. «Торжествующая пятерка». Чувство повышенного престижа в разных социальных кругах (родителей, родственников, однокурс- ников). Полное доверие со стороны взрослых (родителей) и свобод- ное пользование им. Некоторое влияние на преподавателей (извест- ный принцип студентов: «Первый год студент работает на зачетку, а потом – она на него»). 2. «Обнадеживающая четверка». Поощрение со стороны родителей и надежда на большие успехи. При снижении успеваемости с высшего балла – обратная реакция. 3. «Привычная тройка». Без особых эмоций такая отметка воспри- нимается как родителями, так и однокурсниками. Отсутствие стипен- дии. Но «тройка» у студента может вызывать и радость, и удовлетво- рение при условии отсутствии знаний по определенному предмету.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy