468

70 4. «Угнетающая двойка». Возможны конфликты с преподавателя- ми и родителями. При постоянной неуспеваемости по дисциплинам вероятность отчисления из вуза. Угнетенное, напряженное положение в семье, уязвленное самолюбие. Отметка, являясь педагогическим стимулом, соединяет в себе свойства поощрения и наказания. Ряд источников [4; 12] указывает, что для воздействия отметками нужно учитывать, как они действо- вали ранее и какой эффект обнаруживался в разных ситуациях. Часто обучающегося больше стимулирует отметка «четыре», а не «пять»; «три», а не «два». Ответив на «хорошо», у студента есть возможность добиться большего. Успех, давшийся с трудом и воспринимаемый как заслуженный результат приложенных усилий, окрыляет и вдохновля- ет. Трудные, но посильные задачи и требования стимулируют, выяв- ляя повышающийся уровень достижений, и повышают, соответствен- но, уровень притязаний, готовность браться за более трудные задачи у людей с адекватной самооценкой. Но при этом слишком легко давшийся успех может вызвать само- успокоение и склонность полагаться в дальнейшем на удачу. В то же время, получая постоянно «отлично», студент может частично утра- тить смысл дальнейшего совершенствования своей учебы. Указанный эффект относится и к частому низкому оцениванию ключевых компе- тенций студентов: уничтожается его стремление к улучшению своих результатов, так как их трудно исправить на высший балл. Полученная отметка либо удовлетворяет студента, либо нет. В со- ответствии с этим могут возникать ситуации с разным исходом [4] (табл. 10). Использование большого количества видов контроля на разных этапах учебного процесса создает условия для совершенствования управления своей деятельностью и оптимизации презентаций своих компетенций студентами. Исходя из задач, стоящих перед препода- вателем на данный момент, применяют следующие виды контроля (табл. 11) [10; 13;36]. Остановимся подробнее на видах контроля по этапам обучения (табл. 12).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy