468

78 план по видам занятий в соответствии с выделенными часами и пе- реходить к подготовке занятий. Знания преподавателя медицинско- го вуза не должны ограничиваться рамками учебников. Необходимо знакомиться со смежными дисциплинами, систематически пополнять объем специальных знаний, обмениваться опытом работы с другими преподавателями. Тематический план раскрывает дидактическую последователь- ность изучения тем и включает определенное количество часов на их изучение. Продуманный тематический план помогает преподавате- лю рационально распределить учебный материал по занятиям, осу- ществить межпредметные связи, подобрать и подготовить учебно- наглядные пособия. Составление тематического плана следует начинать с распределе- ния материала внутри каждой темы на отдельные занятия. На изуче- ние сложных и больших по объему вопросов требуется три-четыре учебных часа. При подготовке к занятию преподаватель продумывает его структуру, обучающую, развивающую, воспитательную цель за- нятия, форму опроса, метод изучения и закрепления нового материа- ла, содержание и объем самостоятельной работы. Важным фактором является также особенности педагогического мастерства преподавателя, глубокое знание им учебного материала, умение организовать учебный процесс с применением эффективных методов обучения. При разработке плана занятия необходимо главное внимание уде- лить изучению специальной литературы, анализу учебного материала. Занятие в большинстве случаев имеет структурные элементы: объ- яснение материала, закрепление и проверка знаний. В плане рекомен- дуется осветить тему, цель и тип занятия, а также учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, межпредметные и внутри- предметные связи, основные вопросы темы, самостоятельную работу, контроль за деятельностью студентов. Лекция является органической частью системы учебных занятий медицинского вуза. В настоящее время актуальными остаются в ме- тодике работы над лекцией рекомендации, данные А. Дистервего в его «Руководстве к образованию немецких учителей» [16]: • распределяй каждый материал на известные ступени и неболь- шие законченные части;

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy