468

80 Выступление с лекцией – своего рода искусство. Преподаватели постоянно стараются внести в чтение лекции элементы ораторского мастерства, широко пользуются приемами, повышающими воздей- ствие слова на аудиторию. Образовательный процесс в современной высшей школе – это вза- имодействие личности преподавателя и студента. Профессиональная компетентность и творческая индивидуальность педагога имеет важ- ное значение. Особенно остро это ощущается на семинарском занятии. Семинарское занятие как форма группового обучения применяется для коллективной проработки тем учебной дисциплины, усвоение ко- торых определяет качество профессиональной подготовки. Особенную функцию семинары приобретают в медицинском вузе: • семинар является гибкой формой обучения, предполагающий ин- тенсивную самостоятельную работу каждого студента; • организация семинарского занятия требует прекрасного владения материалом, быстрой реакции на содержание и форму подачи идей; • на семинаре решается главная задача – научить студента исполь- зовать знания, полученные на занятиях. Опытные преподаватели рекомендуют варьировать виды семи- наров, постепенно усложняя их в процессе прохождения курса. На- пример, первое занятие можно проводить в форме развернутой бесе- ды с включением комментированного чтения первоисточников и за- дач на самостоятельное мышление, а затем проводить обсуждение до- кладов, рефератов студентов, проведение письменных работ и дру- гие виды. Такое разнообразие значительно оживляет семинары, де- лая их более интересными, позволяя сочетать сильные стороны каж- дой из форм. С той же целью применяется смешанный вид семинаров, при котором используются элементы перечисленных видов семина- ров. Например, первый час семинара посвящается развернутой бесе- де, а второй – обсуждение реферата, или в процессе беседы студентам дается несколько задач, упражнений. Успех семинара зависит от качества подготовки к нему как со сто- роны преподавателя, так и со стороны студентов. Подготовка к семинарам включает в себя целый комплекс меро- приятий: • составление продуманных и утвержденных на кафедре планов с указанием рекомендованной литературы; • методические рекомендации студентам;

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy